Главная » Файлы » Методическая копилка » Мастер-классы

Телекоммуникационный проект как средство развития универсальных учебных действий
[ Скачать с сервера (1.84 Mb) ] 04.08.2011, 20:58

"Телекоммуникационный проект как средство развития универсальных учебных действий"

Если вы хотите, чтобы человек был сыт сегодня, дайте ему рыбу.
Если вы хотите, чтобы он был сыт всю жизнь, дайте ему удочку.
   Современные требования к качеству образования направлены на смещение вектора от определения цели обучения как усвоения знаний, умений и навыков, в сторону формирования системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
   В настоящее время возникла проблема, состоящая в том, что современному учителю требуется умение организовать обучение своему предмету в информационной образовательной среде так, чтобы в результате был внесен значительный вклад в развитие учебной деятельности и умения учиться (УУД).
   А значит, требуется не только и не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса.
   Я в своей профессиональной деятельности использую такую форму развития УУД, как ТП.
   Поэтому на сегодняшнем мастер-классе я ставлю следующие цели:
1.Познакомить с одним из направлений проектной технологии – телекоммуникационными проектами;
2. Показать значимость этой технологии в развитии УУД;
3. Сформировать навыки работы по выявлению УУД.
   Одним из наиболее эффективных направлений проектной технологии являются ТП. Они развивают познавательную активность обучающихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении, проектной деятельности, формируют умение работать с различными информационными потоками.
  Под учебным телекоммуникационным проектом понимают деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
   Можно выделить следующие типы проектов. 
· Исследовательские.
· Творческие. («Веселая информатика», «Компьютерный биатлон»).
· Приключенческие, игровые проекты.  («Конкурс творческих команд» в рамках проведения Эрудит-марафона обучающихся»).
· Информационные проекты
· Практико-ориентированные («Энергия-2030»).
(Далее на слайде основные цели проектной работы для школьников)
   Участвуя в телекоммуникационном проекте, ребенку предоставляется возможность выделить в проблему в предложенной ситуации, далее он самостоятельно или вместе с учителем (в зависимости от опыта и возраста) осуществляет поиск средств решения проблемы в учебном предмете (в том числе и поиск подходящих программных средств), оценивает эффективность того или иного способа разрешения данной проблемы средствами, которые освоены в данном предмете или ставит перед собой задачу по их освоению, определяет способ представления результатов своего проекта.
(Далее на слайде общеучебные универсальные действия)
   Проектная деятельность предполагает развитие  коммуникативных УУД,  регулятивных УУД, познавательных УУД, личностных УУД.
   У меня накоплен определенный опыт участия в ТП (слайд)
   Некоторые вопросы проекта «Компьютерный биатлон» вызвали семейное обсуждение,  родители приняли активное участие в поисках правильных ответов. Участвуя в телекоммуникационной викторине по информатике, ребята смогли высказать свое мнение о том, какую они видят будущую школу.
   В проекте по криптографии участники исследовали методы кодирования информации.
   Результативность использования ТП хорошо отражена на личной web-странице. Именно участие в ТП смотивировало моего ученика на более глубокое изучение предмета Информатика и в результате на итоговой аттестации в форме ЕГЭ он получил 100-баллов.
   Одним из ТП, который был разработан и организован в соавторство с другими педагогами – это проект «Хакасия – мой край родной!». Итоговым этапом проекта было создание мини-проекта о любимом уголке родного края. Участники с удовольствие поделились тем, какие места в Хакасии лучшие, по их мнению. Информация о ТП размещена на сайте школы № 1 на вкладке «Дистанционное обучение».
   Также были организованы и проведены ТП по математике «Французское антье и не только…» и информатике «Шифровщик».
   Остановлюсь на ТП «Шифровщик», который был разработан и организован мной совместно с педагогами из других регионов.
   Целью проекта было: Активизация познавательного интереса к теме «Кодирование информации», мотивации на получение знаний. Развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития. (дидактические цели и результаты на слайде)
   Этапы проекта:
   1-ый этап – Конкурс визиток.
   На данном этапе необходимо было рассказать о команде, увлечениях членов команды, особенностях. Оригинальное приветствие командам – участникам. Участники выполняют полученные задания и отсылают результаты координаторам проекта по электронной почте в соответствии с техническими требованиями к работе, которые участники будут получать одновременно с заданием.
   2 этап - Блиц-турнир " По страницам науки криптографии ".
   На втором этапе проекта предлагалось проявить свою эрудицию, логику и сообразительность.
   3-ий этап – «Шифровщики».
   Каждой команде необходимо придумать для соперников 1 вопрос по теме «Кодирование информации».  Это мог быть теоретический вопрос, практической задание (например, разгадать зашифрованное послание и т.д.).
   4-ой этап – "Вопросы знатокам". На данном этапе участникам предстояло найти ответы на вопросы соперников.
   5-ый этап творческий – интерактивный мини-проект - Сказка-путешествие.
   Я предлагаю сейчас участникам мастер-класса, работая в группах в течении 5 минут, проанализировать задания проекта и выявить какие УУД развиваются у обучающихся во время выполнения заданий проекта «Шифровщик». 1 группа будет анализировать 2 этап проекта, а 2 группа – 3 и 4 этап проекта.
   ПОКА ГРУППЫ ОБСУЖДАЮТ РАБОТА С ЗАЛОМ.
   Как вы считаете существуют ли телекоммуникационные проекты для педагогов?  Если да, то на что они должны быть направлены?
   Один из них – это российский фестиваль ИКТ-активных педагогических работников «PRO-ДВИЖЕНИЕ», проводимый компанией Майкрософт Рус и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
   Цель фестиваля: содействие росту ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений РФ, их сетевому взаимодействию.
   Во 2 туре фестиваля необходимо было создать сетевой совместный проект «Школа моей мечты».
   ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ …..

   Таким образом, участвуя в ТП «Шифровщик» у участников развиваются все УУД.
- Сегодня мы познакомились с технологией ТП и как вы считаете, является ли технология телекоммуникационных проектов значимой в развитии УУД?
- На ваш взгляд, участвуя в телекоммуникационном проекте по вашему предмету, вы также сможете развивать УУД школьников?
- Почему, по-вашему мнению, в новых образовательных стандартах предмет информатика встречается в каждом учебном предмете?
- Повышается ли по-вашему мнению информационная культура учителя благодаря участию в телекоммуникационных проектах?
   Именно поэтому, после участия  в таких проектах, у меня родилась мысль разрабатывать и организовывать их самой. Конечно для этого мне потребовалось изучить методику разработки телекоммуникационных проектов. И первые мои результаты были успешными, два проекта были учебными, а один позволил участникам больше узнать о своей малой Родине.
   И следующей моей задумкой является проведение социально-значимого ТП . Я  предлагаю вам стать моими партнерами в этом деле и реализовать новый проект в следующем учебном году. Но необходимо обозначить тему.
- Какая тема на ваш взгляд социально-значима сейчас?
   Спасибо за помощь и за работу. Мы достигли тех целей, которые были поставлены в начале мастер-класса. Вы являетесь теперь моими союзниками.
   А закончить мне хотелось бы словами Дистверга "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой".

   В приложении файл с презентацией к мастер-классу.
Категория: Мастер-классы | Добавил: Olesya-school1
Просмотров: 2292 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: